ней пальцы исполнителя находились на контактирующей поверхности реостата, с помощью которого изменялась частота колебаний генератора и, следовательно, высота тона в громкоговорителе. Это был первый электромузыкальный инструмент с грифом, значительно облегчавший исполнение музыкальных программ.
За период с 1922 по 1936 г. были созданы и другие грифовые электромузыкальные инструменты: сонар — инженера Н. С. Ананьева, экводин — инженеров А. А. Володина и К. И. Ковальского, эмиртон, в создании которого принимал активное участие известный советский акустик профессор А. В. Римский-Корсаков, внук знаменитого русского композитора. Все созданные инструменты принадлежали к так называемым одноголосным, поскольку звуки при игре на них могли следовать один за другим последовательно, т. е. в каждый данный момент времени можно получить лишь одной высоты звук.
Одноголосные электромузыкальные инструменты постепенно совершенствовались на основе новых технических решений и конструкций. Так, вместо грифа была применена клавиатура. Нажимая на ту или иную клавишу, тем самым изменяли сопротивление в схеме генератора звуковой частоты, а следовательно, и частоту его генерации, соответственно и высоту звука.
В настоящее время одноголосные инструменты, несмотря на их сравнительную простоту, вытесняются более сложными, но представляющими большой интерес, многоголосными инструментами — электроорганами самых различных модификаций. Кроме того, большое распространение получают так называемые адаптеризованные инструменты, из которых наиболее популярна электрогитара.
Основой любого электромузыкального инструмента являются генераторы звуковых колебаний, собранные обычно на лампах или транзисторах. Исполнитель с помощью специальных устройств, так называемых манипуляторов, подает в нужные моменты и в нужной последовательности сигналы с возбужденных генераторов к усилителям и громкоговорителям. Манипуляторы представляют собой системы контактов, замыкающихся при нажатии исполнителем соответствующей клавиши.
В таких электромузыкальных инструментах можно в широких пределах менять тембр инструмента, придавая