дают машинные программы, которые определяют последовательность и характер производимых расчетов, Но только разум человека может свободно выбирать, преодолевать случайности. С этой точки зрения «искусственный разум» будет выглядеть нелепо: ведь машина делает только ту работу, которую ей задал человек.
Ученые много работают над тем, чтобы «научить» машину распознавать звуки речи, отвечать на заданные ей вопросы.
«Послушаем» диалог человека и машины.
Человек. Были ли вы рады дождю, который прошел сегодня после полудня?
Машина. Нет, я люблю больше солнечную погоду.
Человек. В жаркую погоду человеку нужна, по крайней мере, одна ванна в день.
Машина. Да, я как раз был на улице я изнемогал от жары.
Человек. Когда придет рождество, будет холодная погода.
Машина. Холодная погода? Да, обычно в декабре морозно.
Человек. Сегодня ясная погода. Долго она будет продолжаться?
Машина. Позвольте мне не лгать. Это больше подходит торговцу. Как же может дождливая погода быть ясной?
Этот диалог между человеком и машиной произошел на английском языке в университете Торонто, в Канаде.
Не правда ли, очень интересно: машина слушает и понимает человеческую речь. Для того чтобы «научить» машину разговаривать с человеком, машинную «память» «начиняют» гигантской информацией.
Вначале машину «учат» распознавать звуки. С этой целью ее долго заставляют «прослушивать» слова, произнесенные разными людьми для того, чтобы она «усреднила» особенности произношения этих слов (разные тембры голоса, интонация, различная чистота произношения). Потом машина, услышав знакомое слово, «не будет ошибаться».
Что же происходит, когда машина «слышит» слово? Примерно то же самое, что и при разговоре по телефону или радио: эвуковые колебания преобразуются в электрические. Затем с помощью специальных фильтров их