этому она может уйти далеко в сторону от правильного решения, очень долго блуждать и искать его, прежде чем найдет. И адесь па помощь машине пришло эвристиче-ское1 программирование. Вспомните веселую историю, случившуюся с Гаррисом в юмористической повести Джерома Джерома «Трое в одной лодке, не считая собаки», когда он попал в Хемп-тон-кортский лабиринт. «Мы только вайдем сюда, чтобы ты мог сказать, что побывал в лабиринте, но это совсем несложно. Мы походим адесь минут десять, а потом отправимся завтракать», — уговаривал Гаррис родственника. Но, увы! Он заблудился сам и запутал людей, кото« рых взялся избавить от блуждания по лабиринту. Время шло, а предводительствуемая им компания безуспешно искала выход из лабиринта. Гаррис не знал, блуждая от площадки к площадке лабиринта, что поиски выхода из него — проявление творческого метода проб и ошибок. Его сущность: через серию проб, преодолевая ошибки, — к решению. И если перебрать все возможные пути «вход— выход», задача будет решена. Это так называемый простой перебор. Обычная, неэвристическая программа ищет «выход» из лабиринта, перебирая всевозможные варианты и отбрасывая непригодные. В эвристической программе главное — стратегия поиска решений. Подбор вариантов идет не постепенным приближением, а скачками и продолжается до тех пор, пока программа не попадет на «площадку», которая ближе всего к «выходу» из лабиринта. Это намного эффективней простого перебора и некоторые ученые считают, что подобный механизм действия лежит в основе творческой деятельности человека. Специалисты утверждают, что применение эвристических программ в медицине, на транспорте, в освоении космоса, в физиологии, в управлении производством а многих других важнейших областях науки и техники дает громаднейший эффект. 171 Эвристика — наука, изучающая закономерности творческой деятельности и разрабатывающая методы и пути управления «программами», по которым протекает творческий процесс. Свое название эвристика получила от известного восклицания Архимеда; «Эврика!» — «Нашел!» | ||||||||
|