Разность этих двух частот принято называть частотой Доплера (по имени австрийского физика X. Доплера, открывшего в 1842 г. явление сдвига частоты). На использовании эффекта Доплера строятся приборы измерения скорости движения объектов и селекторы движущихся целей.
РАДИОЛОКАТОРЫ В ДЕЙСТВИИ
Первые радиолокационные станции поступили на вооружение армий и использовались для обнаружения самолетов. К ним предъявлялись очень скромные требования: нужно было заблаговременно предупредить о появления самолетов противника, чтобы успеть подготовиться к их встрече. Со временем функции радиолокационных станций значительно расширились, и сейчас они используются не только в армии, но и народном хозяйстве.
Гражданская авиация снабжена радиолокационной техникой, пожалуй, не меньше, чем военная. С помощью этой техники ведется управление воздушным движением, обеспечивается безопасность полетов самолетов, осуществляется их посадка в трудных метеорологических условиях.
Специальные станции метеорологического обеспечения полетов определяют местоположение опасных грозовых фронтов, их высоту и интенсивность, «нащупывают» свободные проходы между облаками, ведут непрерывное наблюдение за развитием и распространением ураганов я штормов.
С помощью радиолокации штурман может проверить и уточнить курс самолета, определить свое местоположение, измерить высоту полета, отыскать аэродром.
Специальные радиолокационные маяки всегда готовы помочь самолету. Приемник маяка принимает импульс — вапрос радиолокатора самолета, усиливает его и включает с его помощью специальный передатчик, излучающий легко распознаваемый сигнал маяка.
На борту самолета имеется панорамная радиолокационная станция, оборудование для слепой посадки, система предотвращения столкновений в воздухе, аппаратура системы опознавания «свой — чужой». Панорамный радиолокатор (иногда его называют радиолокатор кругового обзора) производит обзор местности, над которой пролс-