электрической энергии, расходуемой электронными лампами, идет на то, чтобы накалить их нить. Кроме того, нить — самый ненадежный элемент радиолампы, так как часто выходит из строя. Работают радиолампы, как известно, при значительных токах и напряжениях, и поэтому требуют мощных источников питания. И лишь незначительная часть их энергии расходуется на полезную работу ламп, а тепловые потери иногда достигают 70—80°/о. Транзисторы и здесь ушли далеко вперед: для нормальвой их работы оказалось достаточным подводить к ним напряжение в несколько вольт при токе в тысячные доли ампера. Гораздо выше и КПД их: 50—60%.
Малое потребление энергии, а следовательно, и малое выделение тепла давало возможность использовать маломощные источники: миниатюрные аккумуляторы, солнечные и атомные батареи и др. Радиодетали — резисторы, конденсаторы, катушки индуктивности — можно было расположить более компактно, значительно уменьшив их массу и габарит.
Несмотря на явные преимущества транзисторов, позиции электронных ламп в радиоэлектронике еще долгое время оставались прочными. И более того, с появлением транзистора резко усилились работы по совершенствованию радиоламп. Именно в этот период появились пальчиковые, сверхминиатюрные лампы с повышенной надежностью, более экономичные. В сочетании с миниатюрными радиодеталями они некоторое время достаточно успешно конкурировали с первыми образцами транзисторов.
И все же радиолампы постепенно утрачивали свои позиции. Особенно отчетливо их недостатки проявились при создании крупных радиотехнических систем и комплексов, больших электронно-вычислительных машин, а в дальнейшем и при решении задач по освоению космического пространства, где на «повестку дня» остро встал вопрос экономичности и надежности. Электронные устройства для этой техники насчитывали сотни и тысячи радиоламп, десятки и сотни радиодеталей, потребляли колоссальную мощность, занимали огромные площади. Так, первая вычислительная машина ЭНИАК, появившаяся в конце 1945 г., насчитывала 18 тысяч электронных ламп, 1,5 тысячи электромеханических реле, занимала площадь 150 лг, масса ее составляла около 30 т. Потребляемая мощность достигала почти 200 кВт.