приема телефонных и телеграфных сигналов как на слух, так и на записывающий аппарат.
Для целей радионавигации и судовождения радиоприемники широко используются начиная с первой империалистической войны. К этому времени относится первое применение радиопеленгаторов, т. е. приемников, предназначенных для приема радионавигационных сигналов.
Радиоприемник является чрезвычайно ответственным аппаратом в новых системах радионавигации, получивших большое использование во время второй мировой войны.
В отличие от старых систем радионавигации последние системы основаны на принципе радиолокации и используют посылку и прием кратковременных импульсов.
Радиолокационные приборы значительно облегчают вождение судов и самолетов в условиях плохой видимости и при ее отсутствии, обеспечивая штурману безопасность плавания у береговой черты и визуальное наблюдение на планшете кругового обзора.
Большое разнообразие современных радиоприемников можно разбить на две категории: профессиональные и радиовещательные.
Приемники, которые будут в первую очередь интересовать нас, используемые в судовых и в береговых условиях для связи с судами и с радиостанциями, относятся к категории профессиональных радиоприемников; их назначением является .обслуживание линий радиосвязи, прием специальных сигналов — радионавигационных, радиолокационных, ра-диофототелеграфных, телемеханических и ряда других.
Радиовещательные приемники служат для приема художественных звуковых и телевизионных передач.
Классификацию профессиональных радиоприемников можно произвести по целому ряду признаков; основными из них являются: а) место установки, б) длина линии радиосвязи, в) система электропитания. Рассмотрим каждый из указанных признаков в отдельности.
По месту установки радиоприемники бывают: судовые, стационарные, самолетные, автомобильные, переносные и т. д.
Каждый из указанных приемников отличается рядом особенностей, вызванных характером места его установки.
По длине линий радиосвязи приемники могут быть магистральные, предназначенные для постоянной эксплуатации на длинных трансконтинентальных линиях радиосвязи, обслуживающих связь между удаленными точками отдельных континентов (например, Москва — Нью-Йорк), или на континентальных линиях радиосвязи большой протяженности, как Москва — Ташкент, Москва ЯХабаровск и т. п.