происходит в среднем 2 000 гроз и в каждую секунду около 100 молний, чтобы представить уровень помех, всегда имеющихся в земной атмосфере и порождаемых электрическими процеоса1Ми в атмосфере. В силу этого в антенне приемника наряду с сильными импульсами помех, создаваемых магнитными грозами, всегда действуют более слабые хаотичные колебания, наводимые далекими грозами.
Наиболее сильными очагами грозовых помех являются тропические области: экваториальная Африка, экваториальная Америка й район Зондских островов. Основной центр грозовых помех в СССР находится в юго-восточной части страны.
Кроме атмосферных помех грозового происхождения, существуют помехи, вызываемые массовыми ударами в антенну заряженных частиц при выпадении осадков: капель дождя и снежинок, а во время пг|счаных бурь -^эийрчинок. В высоких широтах весьма интенсивными источниками помех являются также полярные сияния.
Наряду с помехами, порождаемыми в атмосфере, окружающей землю, существуют еще помехи, имеющие космическое происхождение, источниками которых являются электромагнитные процессы, происходящие на солнце и в межпланетном пространстве. В
Многолетние эксперименты показывают, что внутри континента уровень помех выше, чем у морских берегов. Уровень помех также увеличивается с увеличением высоты подъема над земной поверхностью. Он также зависит и от времени года; уровень: поме|ёув летнее время значительно выше, чем зимой.
Существует ряд способов, ослабляющих действие атмосферных помех на радиоприемное устройство. К ним следует отнести использование направленных антенн на коротковолновых линиях радиосвязи,' возможнбе-сужение'тпирйны полосы в радиоприемнике, применение рамок с электростатическими экранами, а также и применение различных схем для уменьшения действия помех в самой радиоприемной аппаратуре.
Весьма эффективной схемой помехоустойчивого радиоприг емника, дающего хорошие результаты ослабления действия импульсных помех, является схема радиоприемника, известного под названием системы ШОУ, т. е. содержащая между антенной и детектором три блока: блок с широкой полосой-пропускания, ограничитель и блок с узкой полосой.
Принцип действия системы ШОУ заключается в том, что расширение полосы первого блока приводит ^((вследствие увеличения затухания этого блока) к сокращению времени действия импульсной помехи; в свою очередь, так как напряжение помех на выходе ограничителя не может превышать-344