качеством, которая является составной частью единой системы управления техническим уровнем и качеством изготовления продукции (СУТУК). Эта система предусматривает: разработку и осуществление мероприятий в области метрологии и испытаний, аттестацию качества продукции, стандартизацию в повышении надежности и качества продукции, создание комплексов перспективных опережающих стандартов, корректировку действующих стандартов, идейно-воспитательные мероприятия и совершенствование форм социалистического соревнования.
Экономическая реформа, осуществляемая в стране, потребовала новых подходов к решению проблемы повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции. Принятие законов СССР о государственном предприятии, качестве продукции и защите прав потребителя и антимонопольный закон позволяет усиливать воздействие хозяйственного механизма на обеспечение качества и конкурентоспособности разрабатываемой и изготовляемой продукции.
Многие из методов обеспечения качества известны и применялись у нас в той или иной форме. Однако есть виды деятельности, не получившие до последнего времени распространения, но без которых в новых условиях хозяйствования существенных сдвигов в области качества продукции достичь вряд ли удастся. К их числу относится маркетинг—деятельность по изучению, формированию и удовлетворению спроса на выпускаемую продукцию.
Правильно используемый маркетинг обеспечивает увязку всех направлений деятельности предприятия. Кроме того, он позволяет: определять потребности в продукции или услугах; оценивать рыночный спрос и область реализации, сортность, нужное количество, стоимость, сроки производства продукции или услуги; определять требования потребителя на основе постоянного анализа контрактов или потребностей рынка; получать информацию о всех требованиях, предъявляемых потребителем; формировать массивы данных (включая данные об использовании продукции у потребителя), которые обеспечивают производство продукции или услуги в соответствии с установленными техническими требованиями при оптимальных затратах.
Система маркетинга позволяет обеспечить предприятию получение обоснованных требований к создаваемой продукции, которые могут стать основой для расчета конкретных показателей и характеристик, например: условий эксплуатации (условий окружающей среды, надежности); органолептических характеристик (дизайна, соответствия моде, цвету и др.); схемы установки и монтажа; приемлемых стандартов и законодательных регламентов; требований к упаковке; оптимальных систем обеспечения качества.