объем лишь 1*5 дм3. А общее потребление энергии мозгом не превышает десятка ватт. Кроме того, мозг представляет собой идеальный образец надежной системы из ненадежных элементов. Его работоспособность поразительна. Она сохраняется почти в полной мере без ремонта и без остановок работы мозга, хотя за час человеческой жизни отмирает около тысячи нейронов, а за всю жизнь — почти 500 миллионов. А доступно ли подобное современным техническим устройствам?
Известный американский математик Клод Шеннон однажды заметил, что когда люди моделируют человеческий организм, то машины, выбираемые для этих целей, всегда отражают свою эпоху. Так, Декарт, французский философ, математик, физик и физиолог, живший в XVII в., сравнивал организм человека со сложными водяными часами. В начале XX в. работу мозга сравнивали с коммутатором АТС, а в наше время более совершенной моделью организма стали считать ЭВМ. Возможно, по этой причине многие ученые и инженеры пытаются дать ответ на два основных вопроса: «Можно ли рассматривать мозг как своего рода вычислительное устройство?», «Можно ли создать машину с надежностью мозга, причем такую, которая бы «мыслила», как мозг?».
Одни ученые считают, что моделирование творческих способностей мозга человека невозможно, так как всякое творчество немыслимо без эмоций, вдохновения, духовного подъема, свойственных только человеку. Значит, если варанее определить мышление как качество, присущее только человеку, то, конечно, создать мыслящую машину нельзя. Другие ученые приводят противоположные доводы, основываясь на факте, что в основе работы мозга и ЭВМ лежат одни и те же законы и принципы переработки информации. А если мы знаем эти законы, то, по-видимому, можно их воспроизвести, а следовательно, выполнить модель работы мозга любой сложности, в том числе и способностей к творческой деятельности. Правда, если сравнить, например, интуицию И. П. Павлова или А. Эйнштейна с любой машиной, то всякое упоминание о разуме машины будет ввучать смешно. Другое дело, когда речь заходит о машинах, умеющих доказы« вать, 'теоремы, играющих в шахматы и т. п.
Конечно, наивно искать механизм мышления в самых современных ЭВМ, хотя способностью к обучению обла